В субботу 1 мая православные христиане Кобрина освятили пасхальную снедь, возрадовались схождению Благодатного Огня в Иерусалиме и собрались в храмах к началу полунощницы, чтобы принять участие в самой торжественной церковной службе года – Пасхальном Крестном ходе и Божественной Литургии, главный возглас которой «Христос Воскрес!».
Воскресение Христово, Пасха – самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном.
Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью.
После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа.
Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» – недоумевали они. Священник, кадит иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». После этого тропарь многократно повторяют певчие.
Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм.
Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его.
После светлой утрени и пасхальных часов совершается Пасхальная Литургия. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Царские врата остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!». Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.