Сейчас читают

Настоятельница Кобринского монастыря о напрасной вере

21.03.2016 в 13:48

Не торопитесь верить предчувствиям и приметам. Только от Господа направляются шаги человека. Если подробно и трезвомысленно всмотреться в любые приметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или жизненные практические основания. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет. 

Значение слова СУЕ или ВСУЕ в словаре В. Даля определяется как напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы. Суеверие в переводе с древнерусского языка означает напрасную веру, пустую, бесполезную.

ОТКУДА БЕРУТСЯ СУЕВЕРИЯ?

На этот вопрос хорошо ответил Лев Николаевич Толстой в своей последней книге «Путь жизни». По его мнению, суеверия ― это средство оправдать наши собственные пороки и недостатки, в первую очередь лень, как физическую, так и духовную, а также страх и неуверенность в себе и т.д.

Високосный год, каковым является и текущий 2016, некоторые люди считают несчастливым. С ним связаны определенные приметы. Так ли он плох на самом деле?

Православная Церковь не считает високосный год каким-то особенным. Вера в его особенность — это суеверие. Суеверные люди склонны приписывать сверхъестественное значение тем явлениям, которые являются обыденными. Чтобы осознать, что в високосном году нет ничего сверхъестественного, достаточно вспомнить, как он появился.

При Юлии Цезаре решили исправить календарь. Цезарь велел добавить к году лишний день. Это произошло в 46 году до Р.Х. В результате в этом году дважды наступало 6 марта. Само слово «високосный» происходит от латинского выражения, которое означает «дважды шестой». Конечно, слово искаженно передает звучание латинской фразы, но, тем не менее, его смысл от этого не меняется.

Сегодня високосным называют каждый четвертый год, когда после 28 февраля следует не 1 марта, а 29 февраля. Чтобы определить високосный год, нужно лишь разделить цифру года на 4. Если в результате нет остатка, то год високосный. Добавочный день был введен потому, что в году есть «лишние» часы, которые невозможно включить в обычный календарь. Их легче объединить и выделить в отдельный день.

Ничего особенного ни в високосном году, ни в лишнем дне нет. Это всего лишь попытка составить максимально точный календарь. Суеверные люди, которые придают ему особое значение, страдают невежеством. «Там убоятся они страха, где страха нет», ― говорил еще псалмопевец и пророк царь Давид (Пс. 52,6).

«От лица Твоего судьба моя изыдет», ― воспевал Богу тот же пророк. Человек, верующий в Промысел Божий, не боится никаких примет, потому что он полагается на Господа. Если Создателю будет угодно, то Он пошлет испытания или отведет беду

Суеверие – плод малодушия. Вместо упования, надежды на Бога такие люди надеются какими-то манипуляциями предотвратить беду.

Действительно, если мы внимательно понаблюдаем за самими собой и окружающими нас людьми, то обнаружим, что в той или иной форме, осознанно или подсознательно, суеверия присутствуют во всех слоях общества. Богатые и бедные, образованные и нет, люди из разных этнических групп, христиане и нехристи, и даже вообще верующие и неверующие – все, так или иначе, допускают присутствие суеверий в своей жизни.

Так, стучать по дереву на удачу (или неудачу), избегать число 13, в особенности если такая дата выпадает на пятницу, бояться разбить зеркало, как знак беды, не здороваться через порог, шарахаться от черных кошек, видеть знамения в уроненных ножах и вилках или когда кто-то чихнул – всех этих и многих других суеверий всё ещё придерживается множество людей, хотя кому-то это кажется забавным.

Можно привести также множество примет и суеверий, связанных со смертью и погребением.

В любом селении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Мало кто хочет осознавать, что некоторые из суеверий имеют языческое начало или основаны на языческих обычаях, включая идолослужение.

Они происходят из оккультизма или злых намерений или даже имеют откровенно демоническую природу. Людей обычно шокирует информация о языческой или демонической природе таких распространенных суеверий как первоапрельские розыгрыши, стучание по дереву, чтобы не искушать судьбу, или входящее у нас в моду празднование хелоуина

Считается, что суевериям в основном подвержены неверующие люди, в отличие от религиозных. На первый взгляд, большинство людей понимает, что вера несовместима с суевериями, но, как ни странно, суеверия свойственны не только неверующим. Как раз напротив, больно бывает смотреть на то, как в общем верующие и набожные люди оказываются последователями откровенно суеверных убеждений.

Одна из крайностей – это когда у людей развито чрезмерное увлечение чудесами и знамениями.

В погоне за ними они забывают, что чудеса, истинные или ложные, сами по себе ничего не меняют и не доказывают. Истинное чудо – это просто знак милости Божией, а, как мы знаем, Бог милостив не только к верным, но к кому Он пожелает.

Другая крайность возникает, когда люди преувеличивают значение церковных обычаев и правил до такой степени, что они затмевают собой заповеди Божии.

Например, считают, что если крестное знамение и сопровождающий его поклон не сделаны с предельной точностью, то и сама молитва не имеет силы. Или если попросить впередистоящего в храме передать свечу и сделать это через левое плечо, то это чревато «нехорошими последствиями». В своем неуместном религиозном рвении, такие люди могут настолько зафиксироваться на «букве закона», что для «духа закона» в их душе остается мало или вообще никакого места. Такой подход к церковной жизни является современным фарисейством. И таковое поведение может стать настоящей одержимостью, мучительной и для самого ревнителя, и окружающих его людей.

Опасность суеверного отношения к правильной по своей сути религиозной практике состоит в том, что святыни и даже святые Таинства Церкви начинают рассматриваться как способы достижения чисто внешних целей.

В качестве примеров того, когда проявление религиозности сформировано скорее суеверием, чем верой, можно привести следующие:

― когда освященную икону или крест держат в автомобиле или на рабочем месте, но относятся к ним также, как к заячьей лапке или другому талисману. Но эти священные предметы существуют, чтобы напоминать нам о молитве к Богу за нас самих и за наших близких, а отнюдь не для «удачи». В опасные или ответственные моменты нашей жизни мы хотим, чтобы именно Бог был рядом с нами. Но для этого мы должны не просто держать при себе эти предметы, но с их помощью постоянно обращаться к Богу с живой молитвой.

― точно также, когда молитву носят при себе или просто имеют в распечатанном виде, но не молятся. Это низводит молитву на уровень какой-то магии, превращая в талисман или амулет. Было бы неизмеримо лучше просто запомнить слова молитвы и часто повторять их.

― временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет». Здоровье ребенка может действительно улучшится после крещения, но Церковь и ее священники совершенно не поэтому поощряют крещение детей без ненужных задержек.

― отношение к Таинству Евхаристии (Святого Причастия) иногда точно такое же. Потом такие люди огорчаются, поняв, что все их приготовления к Причастию были «пустой тратой времени», поскольку оно не помогло с проблемами на работе или не прервало череду неудач, испытываемых человеком.

Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались и древние христиане.

Их предостережения касались в том числе и примет, когда из самых маловажных случаев делались предзнаменования о дальнейших обстоятельствах в нашей жизни.

В одном из Огласительных слов Иоанна Златоуста мы читаем:«Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь.

Есть и такие люди, которые подвержены чрезмерной вере предчувствиям. Предчувствовать какую-либо чрезвычайную перемену в жизни, а особенно смерть, человек может. Но, по большей части, предчувствия обманчивы, потому что способность к ним утрачена через грехопадение Адама. Потому что они происходят часто от изнеженной жизни или от расстроенного воображения. Итак, на основании предчувствий окончательно решать свое или чужое будущее не следует.

И тем более вызывать в себе напрасный страх или же ложную радость. Это значило бы забыть о Промысле Божием, который управляет жизнью нашей и который по своим премудрым и благим намерениям может и предотвратить от нас самую очевидную беду, как и, напротив, совсем не оправдать предчувствуемой нами радости.

Иезекия по тяжкой болезни своей должен был умереть, и — не умер. Аман преждевременно радовался торжеству своему над Мардохеем, но предчувствие не сбылось.

Не торопитесь верить предчувствиям и приметам. Только от Господа направляются шаги человека (Притч. 20, 24)».

Если подробно и трезвомысленно всмотреться в любые приметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или жизненные практические основания, а для всех вообще предрассудков — ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.

 

Игумения Евфросиния (Куракевич) spas-kobrin.cerkov.ru

Приглашаем посетить

Песок, гравий, щебень | Аренда самосвала

Тел.: +375(33) 601-601-7, +375(29) 828-92-66

Услуги экскаватора-погрузчика, амкодора, гидромолота, маза. Торф, грунт и другие сыпучие материалы.

Проволока и сетка | АРМиПРОМ

Производство и реализация арматурной проволоки и сетки (кладочной, стоительной и армирующей).

г. Кобрин, ул. Николаева 28А-4. Телефоны: +375(1642) 3-11-33, +375(29) 622-08-22

Ледовая арена г. Кобрина

г. Кобрин, пл. Замковая, 11А
Тел.: +375(1642) 3-65-45, +375(1642) 2-24-32

Государственное учреждение «Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта г.Кобрина». Оздоровительное катание на коньках. Хоккей, фигурное катание

Массаж в Кобрине | ANTROPOVA MASSAGE

г. Кобрин ул. Советская 81

+375 (33) 647-72-75

Массаж классический, расслабляющий, антицеллюлитный, спортивный, оздоровительный, ручная пластика боков/ягодиц.

 

СКСтрейдтехнологии

Комплексные решения для строительства дома.
Тел.: +375 (29) 874-87-23 Кобрин, +375 (33) 66-174-66 Брест 

Видеонаблюдение, домофонные системы, замки. Кровля, ворота, фасад, лестницы в Кобрине и Бресте


Акции

Спецпредложения

Новинки

Приглашаем посетить

ООО ВИМАГРАНТ | бетон, растворы

+375(33) 625-23-69, +375(33) 322-06-93

Бетонные смеси и песчано-цементные растворы. Щебень гранитный, песок строительный. Доставка строительных материалов

Ресторан «Грильяж»

г. Кобрин, ул. Ленина, 6
Тел.: +375(29) 205-14-05, + 375(33) 328-13-75, +375(1642) 54-3-59

Торжества, свадьбы, корпоративы в Кобрине. Обеды, бизнес-ланч на вынос. Полуфабрикаты от шеф-повара.

Издатель Ефтифеева Н.П.

Тел.: +375(33) 642-79-95, +375(1642) 5-39-58 

Издание книг, брошюр, альбомов. Допечатная подготовка.

ОАО «Кобрин-Дизайн»

 

Кобрин, пер. Островлянский, 8а.
Тел. +375(1642) 9-20-57, +375(29) 726-34-65 , +375(29) 791-23-39

Двери и окна из дерева в Кобрине

«Мода Макс» секонд-хенд

г. Кобрин, Пушкина, 16
Тел.: +375(1642) 7-43-73

«Мода Макс» — сеть магазинов качественной и недорогой одежды и обуви секонд-хенд на вес в Беларуси.

Кобрин Сити - новостной портал Кобрина