ModaMaks 1240 120

ModaMaks730 200

Последние новости

Акции ТЦ "Полесье"

Акции

Спецпредложения

Строй Сам. Чат в Viber
Чат магазина «Строй Сам» в Viber. Актуальные цены, фото строительных материалов, бытовой техники, инструментов, товаров для ремонта и дома. «Строй Сам» г....

Новинки

Меню на Viber | Престиж & Грильяж
МЕНЮ на Viber. ОБЕДЫ с понедельника по пятницу с 12:00 до 16:00. Ресторан «Грильяж» - Кобрин, ул. Ленина,...

Portal15112022desk

Portal15112022mod

tipografiya10022022 02

Окна и двери из массива сосны в Кобрине

natyagnyepotolki

Кобринский хлеб

Приглашаем посетить

Клуб смешанных единоборств «KUDO»

г. Кобрин, ул. Дзержинского, 68в
+375(29) 788-79-74

ММА, бокс, грепплинг, фитбокс, подвесной тренинг TRX

ГУ "Комплексная СДЮШОР Кобринского района"

 

Кобрин, ул. Дзержинского, 60. 
Тел.: +375(1642) 2-26-72 

Тренажерный зал, бассейн, баня и сауна.

ГУ "Комплексная СДЮШОР Кобринского района"

г. Кобрин, ул. Дзержинского, 60
+375(1642) 3-66-72, +375(1642) 3-69-56

Спортивные секции, бассейны, тренажерные залы, аренда спортивных объектов.
Гостевые номера, баня, сауна.

Магазин «Фасад» | Окна и двери

г. Кобрин, ул. Дзержинского, 68 (здание стоматологии)
Тел. +375(29) 222-08-58, +375(1642) 5-71-71

Окна и двери из ПВХ. Москитные сетки. Рамы раздвижные. Двери металлические и межкомнатные

СКСтрейдтехнологии

Комплексные решения для строительства дома.
Тел.: +375 (29) 874-87-23 Кобрин, +375 (33) 66-174-66 Брест 

Металлочерепица, кровля, ворота, фасад, лестницы в Кобрине и Бресте

belygorod21112022D

Сейчас читают

 
 

Петропавловский храм г. Кобрина 12 июля празднует 550-летие упоминания

09.07.2015 в 18:30

12 июля 2015 года в Кобринском Петропавловском храме состоится праздничное Богослужение, посвященное празднику святых первоверховных апостолов и 550-летие со времени документального упоминаня церкви. Божественную литургию возглавит Его Преосвященство Преосвященнейший Иоанн епископ Брестский и Кобринский. 

 Исполняется 550 лет документальному упоминанию Петропавловского храма Кобрина 

Впервые о существовании  церкви Петра и Павла упоминается в документе 1465г., когда кобринская  княгиня Иулиания Семеновна даровала храму землю с людьми. Уже тогда Петропавловская церковь считалась очень древней.

Сведения о времени возникновения этого храма отсутствуют. Предположительно, церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, ныне расположенная на перекрестке улиц Первомайской и Свердлова, возникла в городе одновременно с его основанием. Известно, что славяне, приняв христианство, при построении городов тотчас же возводили в них и храмы. Это был установившийся обычай, который особенно поддерживали в народе набожные князья. Известно, что на кобринских землях князьями (кобринскими) в XV ст. были еще построены Пречистенская церковь (сгорела в конце XIX ст.), Ильинская церковь - в Городце, (Кобринский р-н), Христорождественская - в Добучине (ныне г. Пружаны).


Город Кобрин в XV столетии являлся столицей Кобринского княжества. Оставаясь твердыми в вере отцов, православные великого княжества Литовского выражали, как и прежде, свое усердие к ней пожертвованиями на святые храмы и обители и на содержание своего духовенства. Пример в этом подавали православные князья — потомки великих князей Гедимина и Ольгерда, имевшие в своем владении или управлении разные города и области Литовского государства.

Архивные материалы свидетельствуют, что один из потомков князя Любарта, сына Гедиминова, кобринский князь Иван Семенович, вместе с матерью своею Иулианиею пожаловал в 1465 г. кобринскому монастырю Святого Спаса мельницу на реке Шевни со ставом и с сеножатями, а также земли со всеми доходами с них и назначил ежегодные медовые дани, в том же году пожаловал кобринской Петропавловской церкви людей в Кобрине и земли со всеми их доходами, пашнями и десятинами.


Первоначально Петропавловская церковь находилась в самом центре города, с южной стороны бывшей главной городской площади - Рыночной. Инвентарь, составленный королевскими ревизорами в 1563г., называет церковь замковой. Ныне на месте бывшего расположения храма - сквер им. А.Морозова.

 

С 1795г. кобринские земли переходят под юрисдикцию Российской Империи. Имение Кобринский Ключ Екатерина II жалует «в вечное и потомственное владение» русскому полководцу графу А.В. Суворову (1729-1800) за ратные заслуги. Начинается непродолжительный «суворовский» период в жизни города.

В исчезнувшей церковной летописи рассказывалось о частом посещении Петропавловской церкви генералиссимусом А.В. Суворовым, который любил петь в хоре на клиросе. Невысокого роста, неширокий в плечах, Суворов обладал могучим «командирским» басом, что снискало ему уважение певчих и прихожан. Павел Бобровский - русский офицер, принимавший участие в сборе исторических сведений о Суворове в 1861г., - пишет о нем: «Во время поста ежедневно ходил в церковь, ... читал Апостола, молился в землю и соблюдал все церковные обряды».

Храм располагался недалеко от дома Суворова. Посещая церковь, искренне верующий опальный полководец протоптал свою тропинку к ней через соседние огороды. Он взбирался на колокольню, когда надо было звонить, и сам звонил в колокола. Он также пожертвовал храму несколько икон. Долгое время в храме хранилась псалтирь с драгоценной надписью: «По сей псалтири пел и читал Суворов». В знак уважения к великому полководцу церковь в народе стали называть Петропавловской-Суворовской.


Известно, что православные храмы в Северо-Западном крае находились в самом бедственном состоянии. Не являлся исключением и этот храм. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1846г. Петропавловская церковь «уже крайне нуждалась в починке». Кобринский благочинный священник Петр Шостаковский в докладе Литовской духовной консистории сообщает, что земский исправник взыскивает с прихожан деньги на ремонт храма, но из-за неурожая этот процесс идет очень медленно, не собрано и 100 серебряных рублей. Консистория решила «просить гродненское губернское правление... распорядиться о немедленной починке Кобринской Петропавловской церкви».


С 1847 года настоятелем храма служил церковный деятель, историк Александр Кульчицкий (1823-1888 гг.), в миру - Андрей Иванович Кульчицкий, сын священника Литовской епархии. Происходил из рода святителя Иннокентия (Кульчицкого; память 26 ноября/9 декабря).  По окончании курса в 1847 г. Литовской духовной семинарии он был рукоположен 26 сентября того же года во священника кобринской Петропавловской церкви и состоял учителем и законоучителем городских училищ. Овдовев, принял 3 ноября 1852 г. монашество и в следующем году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1857 г. со степенью кандидата богословия, а в ноябре зачислен, согласно прошению, в пекинскую духовную миссию, где состоял учителем славянского языка в Албазинском училище, учрежденном китайским правительством для изучения европейских языков, и, кроме того, обратил в христианство до 78 человек.

 

9 марта 1866 г. назначен инспектором Полоцкой духовной семинарии, а 20 апреля 1869 г. возведен в сан архимандрита. 18-го августа 1871 г. вызван на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург, а в ноябре того же года назначен настоятелем православной церкви в Риме. 12 марта 1878 г. был хиротонисан в Петербурге во епископа туркестанского, а 6 августа 1883 г. перемещен на костромскую кафедру (епископ Костромской и Галичский), где и скончался.


Ремонт Петропавловского храма многократно откладывался. Гродненский гражданский губернатор предложил помещикам составить проект ремонта храма и разделить расходы на починку между своими крестьянами. В связи с этим 11 сентября 1850 г. уездный предводитель дворянства кавалер Дзеконский пригласил на совещание группу помещиков, владельцев крестьян, приписанных к приходу Петропавловской церкви.


Помещики осмотрели церковь и подали прошение на имя предводителя дворянства: «По осмотру таковой церкви найдено нами, что она совершенно старая, ветхая, согнившая и грозит даже опасностью, словом, нет способа её починить, а следовало бы совершенно все делать наново, и за разобранием оной нельзя даже ожидать хоть в части удобных к чему материалов. Что на сооружение новой церкви нужно значительного капитала, и по соразмерности прихода вышло бы на душу по несколько десять рублей. Что крестьяне при уплате податей и исполнении рекрутской, а тоже прочих повинностей не в состоянии этого никак исполнить и не имеют к тому малейших способов».

 

Таким образом, состояние церкви требовало не просто ремонта, а строительства нового храма, на что требовалась значительная денежная сумма. Помещики же просили не взыскивать с их крестьян эти деньги ввиду их крайней бедности. И далее в прошении указывалось: «Что церковь эта расположена есть в самом уездном городе Кобрине, и к ней в значительном числе принадлежат мещане и казенные крестьяне ведомства Палаты государственных имуществ. Что проект 1842 года месяца июля 20 дня издан только для обеспечения сельского духовенства, как же эта церковь находится в самом городе, а потому крестьяне из селений не могут по сему высочайше утвержденному проекту быть принуждаемы к каким-либо налогам. Что на основании сего высочайшего повеления помещичьи крестьяне, приписанные к церквям в казенных имениях, освобождены от уплаты падающего по раскладке соразмерно душам сбора на оные, а только предоставлено приглашать их к добровольным пожертвованиям».


Помещики Кобринского уезда сослались на законодательный акт 1842 г. и устранились от сбора средств на строительство церкви. К тому же они заявили, что финансирование должно происходить из церковно-строительного капитала, и таковой имеется. И еще один аргумент для устранения от финансирования прозвучал в прошении: «При чем долгом считаем доложить, ни постройка, ни починка кобринской Петропавловской церкви, по мнению нашему, вовсе не нужна, потому что в том же самом городе Кобрине есть новая, отличная, довольно просторная церковь Никольская, к которой не имеется ни прихода, ни священника, а только иногда из других церквей священники сами собой отправляют в оной Богослужения, а потому не благоугодно бы было правительству назначить в ней приход и священника Петропавловской церкви, чем и исполнится предстоящая надобность, и не нужно будет употреблять на сооружение новой церкви церковно-строительного капитала». Подписали прошение помещики из Девяток, Легат, Сельца и Залесья: Павел Павловский, Иван Долобовский, Хелена Долобовская, Константин Цытович, майор Гончаровский и др.


Поскольку вопрос не был решен, а церковь находилась в угрожающе ветхом состоянии, то в 1857 г. по приказу Литовской духовной консистории Петропавловскую церковь запечатали. В это время (с 1852 г. и до закрытия храма) настоятелем являлся протоиерей Петр Левицкий, который получил сюда назначение по окончании Киевской духовной академии. Этот пастырь умел искренне воспламенять в прихожанах дух благочестия и преданности церкви в тот час, когда уездный Кобрин был неблагоустроенным и убогим городом.


Время шло. В рапорте следующего священника Петропавловской церкви Павла Петровского за начало 1860 г. сообщается, что «к починке и не думается приступать». «Прихожане крайне ропщут и жалуются, что внесли следуемые с них на починку церкви деньги в канцелярию предводителя дворянства и (к стыду целого света) не имеют своей церкви, тем более, что эта святыня, по причине своей древности и ущемления во время бывшего в городе Кобрине пожара, возбуждает к себе глубокое благоговение всех здешних жителей и исповедания римского. Из числа сих, помещик имения Девяток господин Осип Верстака ему (священнику Петровскому) говорил лично, что принял бы на себя труд заняться постройкою сей церкви, не из подряда, а хозяйственным способом, лишь бы был прислан ему план на постройку оной и сложенные прихожанами деньги».


Меж тем еще в 1852 году Император Николай I повелел обязать помещиков выстроить для своих крестьян новые храмы, где таковых не имелось, и исправить старые. В какой степени было исполнено Высочайшее повеление, заинтересовался вновь назначенный начальник Северо-Западного края М.Н. Муравьев.

Решение о строительстве церкви было принято незамедлительно. Деятельным начальником был направлен в Кобрин проект строительства нового храма, за выполнением которого М.Н. Муравьев следил с особым вниманием. Автором проекта являлся молодой архитектор Александр Густавович Вейденбаум (1840-1909гг.), впоследствии служивший в Москве в должности губернского инженера-архитектора.


Строительство непосредственно здания церкви началось в 1862 г. Следует обратить внимание на чрезмерно высокое число православного белого духовенства в этот год. Связано это с существованием в ту пору в городе духовного училища, в котором пребывало 53 ребенка из семей священников.


За 1862 - 1864 г.г. на том месте, где располагался храм, частично из остатков ветхой церкви стараниями прихожан и местного клира на их собственные средства была построена новая церковь. Святыня значительно отличалась от прежнего храма. Старая церковь была более аскетична, на крыше возвышались два небольших купола. Колокольня находилась отдельно. В новой же церкви башня-колокольня располагалась вторым ярусом над притвором. Наружные стены были вертикально ошалеваны доской и выкрашены в белый цвет. Церковь смотрелась величественно и торжественно. Все заботы о строительстве легли на плечи отца Павла Петровского.


28 ноября 1864 г. нововыстроенный деревянный храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Священник о. Павел служил в храме до 1887 года, после чего был переведен в Сехновичи. Некоторое время вместе с Павлом Стефановичем Петровским в Петропавловской церкви служил в качестве его помощника молодой священник Михаил Григорович, эмигрировавший в составе Белой армии в Европу после первой мировой войны.


В начале 1870 г. в Кобрине случился большой скандал. Некоторые православные прихожане городских церквей после окончания утреннего богослужения ходили в римско-католический костел. Об этом донесли самому гродненскому губернатору, а он обратился к брестскому епископу Игнатию. Кобринский благочинный провел вразумительные беседы с православными, которые посещали кроме церкви ещё и костел. Один из мещан – Осип Самойлович, за упорство в посещении костела по представлению благочинного был снят с занимаемой должности в Городской Думе. Православные же объясняли своё посещение костела любопытством и желанием посмотреть на уездную аристократию, так как в костел съезжались помещики большей части уезда. Чтобы прекратить посещение православными костела, уездное полицейское управление обязало нарушителей спокойствия подписками не ходить в костел.


В 1880 году в городе Кобрине было 3749 православных верующих (учитывая 2295 человек регулярных войск). Действовали православный каменный собор и три деревянные церкви – Петропавловская, Никольская и Георгиевская, католический каменный костел Успения Пресвятой Девы Марии и каменная каплица святой Анны, каменная синагога и 14 иудейских деревянных молитвенных школ.


В 1887 - 1891гг. настоятелем прихода Петропавловской церкви был Никодим Бабулевич (с 1889 г. - благочинный). Прочувствованные, глубокие речи этого священника, обращенные к воинам-участникам русско-турецкой войны на Балканах, трижды печатались в «Литовских епархиальных ведомостях». Столь высокой чести удостаивался далеко не всякий церковнослужитель.

Никодима Бабулевича в 1891г. сменил Константин Павлович Михаловский (1869-1942 гг.), сын бывшего священника из д. Береза Кобринского уезда Павла Михаловского.

В 1908 г. Константин Михаловский перебрался в губернский Гродно, где состоял ключарем Гродненского кафедрального собора, а в первую мировую войну служил полковым священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1921 г. эвакуировался с русским флотом в г. Бизерта (Тунис), где был настоятелем церкви Воскресения Христова на улице Сельер, одним из инициаторов строительства памятника-часовни кораблям Русской эскадры в Бизерте.


В 1874 году приход насчитывал 2340 верующих, в 1879г. - 2293 верующих, в 1885 г. - 3048 верующих (по материалам «Памятных книжек Гродненской губернии»).

В Гродненском православно-церковном календаре «Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века», издававшемся в 1899 г., приводится следующая характеристика кобринской Петропавловской церкви: «... Церковь деревянная, устроена в 1864 году на месте съиздавна существовавшей тут, упоминающейся в документах XV столетия, как издавна существующей и с 1857 года закрытой церкви, и частию из остатков оной, старанием и средствами прихожан и местного причта. В ней имеется большой образ Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженный прихожанами в благоговейную благодарность Господу и Пречистой за чудесное спасение храма в пожар 14 (1) октября 1896 года, когда подле церкви счищено 35 еврейских домов, и церкви угрожала прямая опасность при ветре, несшем прямо на церковную крышу искры, но потом вдруг принявшем направление противоположное и прямо тем отклонившем неминуемую опасность. На колокольне этой церкви имеются между 7-я колоколами два колокола с давнею славянскою надписью, весом в 8 пудов, с изображением св. великомученицы Параскевы и св. великомученика Дмитрия и словами: «Року Божiя АШОЭ», - другой, весом около 1/2 пуда, с словами: «Року Божiя АХОА». Прихожан при церкви: 1544 мужеского пола и 1575 женского, а всего 3119, в 7 селениях, кроме г.Кобрина: в Девятках, Закроснице, Залесье, Лепесах Больших, Лепесах Малых, Легатах и Сельце, - из коих самое отдаленное от церкви - Закросница - в 10 верстах, с 396 прихожанами. Имеются: кладбищенская - Трисвятительская церковь, в Залесье - братство, с 1895 г.; церковно-приходское попечительство, с 1893 года; церковная школа в Легатах, с 1893 года, с 36 учащимися мальчиками и 2-классное училище в Залесье. Причт состоит из 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованьем 650 рублей и процент с 400 рублей в билетах, образовавшихся от суммы, поступившей за отшедшую под железную дорогу землю».


В XIX веке при храме было создано братство и построены две приписных кладбищенских церкви в деревнях Залесье и Андроново. Также XIX век оставил на стенах храма свои отметины, а обнаружились они в 60-х годах XX столетия во время капитального ремонта. Было установлено, что стены церкви были повреждены во время войны 1812 года пулями наполеоновских войск, известных своим богохульным поведением и мародерством.


В конце XIX века приближалась памятная дата - 100-летие со дня смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Это событие должно было отмечаться в мае 1900 года. К торжественному празднованию готовилась вся Россия. Дислоцировавшиеся в то время на территории Брестчины пехотные полки входили в состав Варшавского военного округа, в котором издавался «Варшавский военный журнал». К знаменательному событию редакция журнала решила опубликовать серию статей о Суворове и издать дополнительное приложение «Розыски на Суворовских полях сражений».

 

Зимой 1899-1900 года в Кобрин прибыли два офицера 2-го Брест-Литовского батальона. Они изучали места, связанные с именем Суворова, беседовали с местными жителями, выполняли фотосъемку. Благодаря стараниям этих энтузиастов, сегодня мы имеем возможность увидеть Петропавловский храм и его интерьер такими, какими они были в то время, более 100 лет назад.


В 1913 г. под сенью царствующего дома Романовых был создан специальный комитет по увековечиванию памяти славного имени полководца. По призыву императора на местах были созданы мемориальные отделения с участием разного рода почетных членов, особенно из лиц начальственного состава. Такие комитеты почитания памяти полководца, возглавленные уездными предводителями дворянства Гродненской губернии, функционировали в Кобрине и Пружанах.

 

Так, пружанский уездный комитет 4 марта 1913 года обратился к местным чиновникам и просвещенным особам со следующим призывом: «В последнее десятилетие XVIII столетия имя великого Суворова прогремело победоносно под Кобрином Гродненской губернии (бой под Кобрином и Крупчицами 4 и 6 сентября 1794 года), и победы эти озарили неувядаемою славою русское оружие. Здесь, в пожалованной императрицей Екатериной Великой вотчине, в расположенной вблизи города Кобрин усадьбе, непобедимый полководец в молитве и размышлениях проводил последние месяцы своей жизни перед своим отъездом (в марте месяце 1800 года) в Петербург. В Кобрине по сей день сохранилась историческая церковь во имя святых Верховных апостолов Петра и Павла, прозванная народом «Суворовская», в которой говел и молитвенно обращался к Богу славный полководец.

В настоящее время эта деревянная небольшая церковь пришла в ветхость и со всех сторон ее затеснили еврейския постройки. Стремясь сохранить и поддержать исторический памятник о славном воине, комитет, состоящий под покровительством его императорского величества, государя императора, озабочен, чтобы место возле суворовской церкви было расчищено путем покупки еврейских построек, и на нем была (не уничтожая старой) воздвигнута новая каменная церковь памяти незабвенного героя.

Комитет обращается к Вам в глубокой надежде, что почтить имя Великого Суворова, составляющее гордость России, пожелает большинство ея граждан и при их помощи окажется возможным воздвигнуть не только храм, но также памятник и школу имени Великого полководца генералиссимуса князя Суворова».


Это обращение стоит в ряду инициатив, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых в 1912 г., среди которых значились сборы пожертвований на увековечивание памяти разного рода общественных и государственных деятелей России.


Невозможно сомневаться в том, что при столь внушительном пропагандистском обрамлении ветхие еврейские жилища в южной части Рыночной площади в Кобрине пошли на снос, а на их месте добровольные жертвователи принялись за дело - строительство на месте деревянной Петропавловской церкви каменного храма-памятника – Петропавловско-Суворовского. Создание храма-памятника, как это следует из архивных материалов, находилось под опекой и личным участием императора России Николая II. Он утвердил проект Кобринского храма и объявил 12 января 1912 года Всероссийский сбор пожертвований на его строительство по государственным гербовым подписным листам. Деньги, собираемые по всей Российской Империи, стекались в Кобринское казначейство и находились в распоряжении местного предводителя дворянства М.Э. Вольфринга.

 

Предполагается, что первые крупные взносы, по существующей тогда традиции, были сделаны членами царской фамилии и центральным Российским казначейством. Пожертвования на эту цель поступали от воинских частей, а также со всей страны и из-за рубежа. Из сохранившихся архивных материалов видно также, что армия принимала активное участие в пожертвованиях. Военное ведомство выделило около тысячи пудов меди на отливку колоколов, а Брестская церковь подарила для иконостаса нового храма ценные иконы знаменитого живописца Васнецова. Настоятелем Петропавловской церкви служил с 1908 года Антоний Сакович (окончил Литовскую духовную семинарию в 1865 году, преподавал Закон Божий в Кобринском 1-м двухклассном мужском училище, где обучалось 99 мальчиков).


В 1913 г. Петропавловская церковь была перенесена на улицу Пинскую (ныне Первомайскую), на кладбище. Для перемещения церкви ее поставили на бревна и так катили по улицам. Снято было лишь внутреннее убранство и иные детали декора. На освободившемся месте приступили к строительству нового Суворовского Святопетро-Павловского храма. Архитектурное решение храма-памятника было традиционно византийское. Купола его должны были иметь форму шлемов, а общий вид храма напоминал бы сторожевой отряд славянских воинов, находящихся в дозоре. Был создан проект для нового храма, боковой вид которого сохранился до нашего времени и находится в выставочной экспозиции Кобринского военно-исторического музея.


Старожилы утверждали, что был заложен фундамент храма и почти до окон выведены его стены. К сожалению, начавшаяся в 1914 году 1-я мировая война и последовавшие исторические события прервали сбор средств и строительство храма. Собранные с большим трудом деньги, ценная церковная утварь и заготовленные стройматериалы бесследно исчезли. Мечта кобринчан не осуществилась, храм в городском сквере так и не был построен.


В 1915 году все жители епархии были эвакуированы в глубь России, и епархия временно не существовала. Многие из священнослужителей ушли на фронт. Такая судьба была уготована и бывшему священнику Петропавловской церкви Константину Павловичу Михаловскому.


По приказу военных властей осуществлялась массовая эвакуация имущества церквей Гродненской губернии в Центральную Россию. Эвакуации подлежали иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкая церковная утварь. Служители церкви довольно подробно описывали количество, вес, материал отлитых колоколов, места их изготовления, а также их принадлежность к тому или иному храму. В некоторых описях давались даже звуковые характеристики колоколам.

 

Эвакуированное имущество белорусских церквей хранилось в Алексеевском, Андрониевском, Даниловом, Златоустовском, Новодевичьем, Новоспасском, Симоновом, Чудовом монастырях, храме Христа Спасителя, церквях во имя святого Николая Чудотворца, Святой Троицы и других. Среди бесследно исчезнувших документов особенно ценной была рукопись из древней Петро-Павловской церкви, куда столетиями заносились важные события в жизни Кобринщины. К сожалению, достоверные сведения об эвакуации имущества Петро-Павловской церкви не обнаружены. Увозилось ли оно в Россию или где-то тайно сохранялось на месте - не установлено. Тем не менее, сегодня храм представляет посетителям старинные иконы и другие атрибуты церковной древности.


В период оккупации Кобринщины кайзеровскими войсками (1915-1918гг.) православные храмы не действовали. Башни-колокольни, как наиболее высотные точки местности, немцы использовали как наблюдательные пункты. Известно, что после почти полной эвакуации православного духовенства из прифронтовой полосы единственным священником, оставшимся со своим народом, был семидесятилетний старец в Чабаевке, отец Василий Котович, окормлявший паству на 66 приходах на территории от Бреста до Пинска.

 

В 1921 - 1939 гг. Петропавловский храм в Кобрине продолжал работать. Священнослужителями в церкви тогда были протоиерей Алексей Русецкий, с 1931 по 1937 год упоминаются протоиереи Владимир и Александр Самойловичи, протоирей Феодор Ивацевич и священник Михаил Смирнов.

До нас дошла история о чудесном обновлении старинной иконы Богоматери в 1930 году в имении Лепесы, принадлежавшем землевладелице Грозмани. В сумерках уходящего дня Благовещения очевидцы увидели сияние в виде короны, звезд и кругов, которое то появлялось, то исчезало над иконой. Обновившуюся икону перенесли в Петро-Павловскую церковь.


В годы военного лихолетья 1941-45 гг. православные храмы на Кобринщине функционировали. Действовала и Петропавловская церковь в Кобрине. Одновременно оккупанты пользовались башней-колокольней как смотровой площадкой для контроля местности на восточной окраине города. К сожалению, официальных сведений об этом периоде истории храма не выявлено.


После освобождения Кобрина войсками Советской Армии в июле 1944 года на службу в Петропавловскую церковь заступил священник Федор Игнатьевич Дмитриюк (1895-1977 гг.). Интересна и трудна была судьба этого пастыря. С 1918 года отец Феодор служил священником в храме села Страдеч, а затем в Александро-Невском соборе города Пружаны. В 1938 году по требованию гражданских властей Польши отец Феодор был лишён польского гражданства и подлежал выселению за пределы Польши. Но в это время началась вторая мировая война, и Польша оказалась под властью фашистской Германии. В период оккупации отец Феодор занимался патриотической деятельностью. Он и его семья поддерживали связь с белорусскими партизанами. Это стало известно гитлеровцам, и в 1943 году они расстреляли жену отца Феодора Марию Ивановну, дочь Галину и её мужа.

Федор Игнатьевич служил в Петропавловской церкви по апрель 1946 г., после чего продолжал службу в других храмах Беларуси и России в качестве настоятеля, благочинного приходов. 6 апреля 1955 года в Успенской Почаевской Лавре пострижен в монашество с именем Флавиан в честь Флавиана Исповедника, Патриарха Константинопольского, а впоследствии — возведен в высокий сан архимандрита, затем епископа и архиепископа. Так и вошел в историю православия как архиепископ Флавиан.


После закрытия в 60-е годы 3-х православных храмов города Петропавловская церковь являлась единственным храмом в Кобрине, функционировавшим в годы безбожной акции советского периода, когда большинство храмов в стране были закрыты и находились в бесхозном состоянии. Со всей округи собирались на молебен в храм люди, как и много веков назад оставаясь преданными вере и Богу, хотя иногда службы сопровождались беспорядками обезумевших молодых людей. По воспоминаниям старожилов, вместе с православными Кобринского и Жабинковского районов храм посещали и католики.

В это сложное для Церкви время в храме служили священники Евгений Степанович Парфенюк, Александр Лесик. Протоиерей Евгений (1921-2008 гг.) участвовал в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы занимался в Белорусском государственном университете на филологическом факультете, одновременно сдал экстерном полный курс Ленинградской духовной семинарии, затем окончил и Духовную академию, получил степень кандидата богословия. Рукоположен в сан священника в 1947 году, вскоре назначается Кобринским благочинным.

На этом поприще отец Евгений показал исключительно высокие духовные качества пастыря, которые совмещал со строительством и ремонтом православных церквей. В 1967-1969 годах по направлению Московского Патриархата отец Евгений командировался в Аргентину, где в ее столице Буэнос-Айресе вел строительство Свято-Благовещенского православного собора. По возвращении на Брестчину вновь возглавил Кобринское благочиние, где служил до 1987 года.

В 1989 г. реставрировали памятники на кладбище у церкви. Сама Петропавловская церковь была перестроена. К ней пристроили панихидную, построили новую сторожку. Церковь смогла сохранить свои иконы, хоругви и другие старинные церковные атрибуты. Сохранились иконы XVIII - XIX веков: «Божья Матерь с младенцем» (копия картины Дж. Белини), «Спас Пантакратор», десять икон на тему мук Христовых, «Апостолы Петр и Павел» и др.


В 80-е гг. в Петропавловском храме начинал свою церковно-служебную деятельность в качестве дьякона протоиерей Николай Иванович Савчук, ныне настоятель прихода храма Рождества Христова в г. Молодечно.

С 1996 г. настоятелем Свято-Петро-Павловской церкви является священник Александр Николаевич Концевич, в число клириков храма входит священник Сергей Кислюк.

Кроме части г. Кобрина, приход составляют деревни: Быстрица, Залесье, Селец, Закросница, Брилево и Магдалин.

Сегодня Петропавловская церковь, как и много веков назад, – источник духовной жизни для верующих. Храм прост в своем архитектурном решении и в то же время поражает необыкновенной глубиной. Древнейшее историческое сооружение поддерживается, благодаря труду, стараниям и благоговейному отношению священников храма и прихожан. Ведутся работы по реконструкции и ремонту, в скором будущем завершится замена куполов храма. Действует сестричество, молодежное братство Всех святых, сестричество первоверховных апостолов Петра и Павла, воскресная школа. Возрождено братство «Святого Животворящего Креста Господня».

 

 В статье использованы материалы: дипломная работа Андрея Шевчука «Историческое описание церквей и приходов Кобринского благочиния Брестской епархии» (Историко-статистический очерк); Паспорт историко-культурной ценности «Свято-Петро-Павловская церковь», составленный ООО «Боспорская компания».

Материал подготовила Валентина Свитич

Приглашаем посетить

ОДО «Дубрава-маркет». Изделия из бетона | Кобрин

Кобринский р-н, д. Большие Лепесы, ул. Строителей, 1В
Тел.:+375(29) 728-44-76 

Изделия из бетона: блоки для заборных столбов, крышки столбов и парапетов, ажурный ж/б забор, плитка для ступеней, тротуарная плитка, изделия по технологии "мытый бетон" 

Дискаунтеры и магазины Кобринского РайПО

Дискаунтеры и магазины Кобринского РайПО

Агроусадьба «Васильково»

Кобринский район, д. Киселёвцы, ул. Заречная, 27
Тел.: +375(33) 643-75-18

Отдых в окружении природы. Семейные торжества, свадьбы, корпоративы

Кафе-бар «Веранда»

г. Кобрин, Дзержинского, 45а
Тел.: +375(1642) 4-31-30, +375(33) 373-07-30 МТС

Праздники, корпоративы. Пицца, суши, паста, салаты, мясные блюда, свежая выпечка. Зал на 100 посадочных мест

Учебный центр вождения Спринтер

г. Кобрин, ул. Дзержинского, д. 58/1 Тел. +375(29) 264-94-00,+375(29) 844-80-60, +375(1642) 3-67-77, +375(1642) 3-65-55

Автошкола. Учебный центр вождения Спринтер.


Кобрин Сити - новостной портал Кобрина