В приходе Александра-Невского собора г. Кобрина по благословению архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна состоялся семинар-практикум «Духовно-нравственное образование и воспитание».
В семинаре приняли участие заведующий отделом религиозного образования и катехизации Брестской епархии протоиерей Евгений Лихота, благочинный церквей Кобринского округа настоятель Александро-Невского собора протоиерей Богдан Хома, ответственный за катехизаторскую работу в Кобринском благочинии протоиерей Александр Дятчук, методист епархиального управления Татьяна Рожко, священнослужители, преподаватели Воскресных школ благочиния.
Участники семинара присутствовали на открытом уроке во 2-ом классе, дети которого изучают предмет «Закон Божий».
Семинар начался с урока о милосердии. Задачей урока было расширить знания и углубить понятия детей о доброте, милосердии и роли этих качеств в жизни каждого человека.
Тема урока «О милосердии и прощении» позволила учителю Валентине Георгиевне Кирилюк использовать глубокий материал евангельской притчи «О милосердном самарянине».
Возникла беседа о чистоте души, познании истинной доброты, отзывчивости, любви к людям и прощении. Ученики размышляли о том, кто такой ближний, и активно включились в разговор о соучастии, сопереживании, сострадании. Дети разбирали состав этих слов, старались сформулировать понятия.
Милосердием человек уподобляется милостивому Богу. Дети вспоминали, какие дела милосердия совершил Господь. Обсудив просмотренный видеосюжет о милосердном Самарянине, пришли к выводу, что милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.
Затронули также и отрицательные стороны души: самолюбие, самоуверенность. Педагог умело и интересно использовала приемы ведения урока: рассказ сопровождался показом сюжетных картинок, демонстрацией мультфильма. Говорили о том, готовы ли мы простить любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью и милостью даже к такому человеку, которого нам и простить-то трудно. Рассуждая вместе с учителем об этих непростых понятиях, дети лучше понимали, что мы должны прощать друга, следую заповеди Бога о любви к врагам.
Говорили и о нашем добром, милосердном отношении к родителям, бабушкам и дедушкам; о том душевном тепле, которое поколения людей передавали друг другу; почему мир становился прекрасным для этих людей.
Дети рассуждали, легко ли найти себе какое-нибудь доброе дело, и пришли к верному выводу: тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах. Дети называли добрые дела, какие мы можем сделать. Рассмотрели проблемную ситуацию: как можно помочь бездомным животным, птицам.
Обсудили достаточно сложный вопрос: всегда ли наша доброта может быть во благо? Педагог предложила прочесть и обсудить притчу о бабочке. Дети пришли к выводу, что если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены: мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас, – а бабочка из притчи? – она никогда не смогла бы летать…
В ходе урока отметили, что очень важна, как дело милосердия, молитва, в которой мы просим о здоровье наших близких. Затронули тему важности молитвы и милостыни об усопших.
Была раскрыта и важнейшая тема - тема благодарности. За добрые дела мы должны всегда благодарить, но за собственные добрые дела не ждать благодарности. Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом.
Просмотрели и обсудили видео-сказку «Волшебный колокольчик», сделали вывод, что важно не только делать добрые дела, но и не хвастаться ими.
Детям было предложено игровое задание: подумать, любой ли добрый поступок мы можем назвать словом «милосердие»? Порассуждали и о том, какого цвета «милосердие»? Ответы были: зеленое – как земля, желтое – как солнце, голубое – как небо, белое – как символ чистоты. И, заканчивая урок, дети раскрасили голубя - один из символов милосердия, тем цветом, какого цвета, по их мнению, должно быть милосердие.
На этом занятии педагог преследовала цель: активизировать внимание детей на совершении добрых поступков, милосердном отношении ко всем нуждающимся. Учащиеся рассуждали, как милосердие связано непосредственно с каждым из нас, с нашими проблемами в семье, в школе, в реальной жизни конкретного человека. Дети учились применять полученные знания для своего духовного и нравственного совершенствования и помощи ближнему.
Предложенные для просмотра видеосюжеты, притчи сделали урок более запоминающимся и интересным. Органически соединенные воедино желание и стремление разбудить детские души, помогали ребятам обрести свою верную тропинку в поисках главной истины - цель урока была достигнута.
В конце урока учащиеся рассказали прекрасные стихи из литературной композиции «Слава Богу!».
Во второй части семинара по обмену опытом работы выступила преподаватель Воскресной школы при соборе Марчук Татьяна Александровна.
Педагог рассказала о подготовке и проведении театрализованных мероприятий, посвященных Рождеству Христову, и значимости святого праздника Пасхи Христовой. «Я работаю с детьми младшего школьного возраста. Это замечательный народ. Они желают участвовать во всех творческих делах. Может быть они не всегда постоянны в своем выборе, но главное –желание творить. Они верят в чудеса, воображают себя героями действий, фантазируют, копируют и подражают. Любят наряжаться и выступать. Поэтому с ними легко организовать детский театр. И это не забава, а полезное дело».
Татьяна Александровна рассказала о подборе литературы для пьесы, написании сценария, изготовлении декораций и бутафории, пошиве костюмов и многих других нюансах, касающихся постановки детского спектакля.
«Спектакль учит верить и ждать, жертвовать своими интересами ради других, творить добро. Мои ребятишки - большие труженики. В зимние и весенние каникулы они ежедневно приходят в воскресную школу на репетиции. А это самый трудный процесс: долго и упорно работают над интонацией, дикцией, оттачиваются какие-то постановочные идеи и мастерство актера. Дети должны дарить окружающим людям атмосферу любви, тепла, радости чистоту, а сами приобщаться к искусству, совершенствовать свои дарования».
Маленькие христославы готовят праздничные программы не только для учащихся воскресной школы и родителей. Они поздравляют детей-сирот, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, ребятишек детских садов.
В конце семинара педагоги высказали свои мысли и ощущения от участия в данном мероприятии. Отметили актуальность и необходимость проведения открытых уроков в Воскресной школе, обмене опытом проведения занятий и праздничных постановок. Все высказали единодушно мнение о том, что такие встречи должны стать регулярными и традиционными. Обсуждение итогов работы продолжилось за трапезой в той спокойной и доброжелательной атмосфере, в которой проходил весь семинар.
Служба информации Кобринского благочиния