Настоятель Свято-Покровской церкви в д. Буховичи Кобринского района отец Константин Жарин - из 73 лет жизни 43 года посвятил служению в церкви. Его дочь Александра - игуменья Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря в Бресте, вторая дочь Раиса пишет иконы, внучка окончила духовную семинарию, приняла постриг и управляет хором в том же монастыре.
Отец Константин ЖАРИН: «Если Бог с нами, то какая разница, кто против нас»
Пасха - величайший христианский праздник, который в наше время отмечают все, даже неверующие. Но несколько поколений белорусов еще помнят времена, когда за пасхальные куличи, освященные в церкви, за крещение ребенка и тем более венчание можно было лишиться должности, а священник был «персоной нон грата» в общественной жизни.
Сейчас церкви открыты, редкая свадьба обходится без венчания, и - примета времени! - наряду с вопросами духовной жизни людей нередко интересует, как и чем живет батюшка. Личность человека, который проповедует главные истины, его образ жизни - мощный стимул следовать за ним, придерживаться христианской морали и укреплять свою веру в Бога.
У каждого священника свой опыт, наш собеседник - настоятель Свято-Покровской церкви в д. Буховичи Кобринского района отец Константин Жарин - из 73 лет жизни 43 года посвятил служению в церкви. Его дочь Александра - игуменья Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря в Бресте, вторая дочь Раиса пишет иконы, внучка окончила духовную семинарию, приняла постриг и управляет хором в том же монастыре.
«ТАКАЯ ВЛАСТЬ НЕ МОГЛА БЫТЬ ОТ БОГА»
Отец Константин, как приходит решение служить Богу? Ведь во времена вашей юности государство активно боролось с религией.
- «Вера от слышания», говорит нам Священное Писание. С рождения мне говорили о Боге родители, они за 7 километров, с хутора, где мы жили, водили меня в церковь в д. Хабовичи (Кобринский район). Я любил слушать, как мама, бабушка и крёстная пели вечерами рождественские колядки, предпасхальные песни, а когда освоил букварь, лет с восьми стал читать Евангелие - так постепенно ко мне пришла глубокая вера. Перед тем как отправить в первый класс, родители предупредили меня, что в школе будут говорить, мол, Бога нет, и запрещать ходить в церковь. Действительно, порядки были строгие. Помню, в воскресенье отстоишь службу, а в понедельник директор школы ставит в угол: «Был в церкви?» Раз ругает, значит, знает - донесли. Сознаюсь: «Был». Он стыдит: «Почему?» Я молчу. Уже тогда знал, что Истина - это Бог, а не ленинское учение. И когда вместо крестика заставили нацепить значок с пятиконечной звездой, я его нарочно «потерял». И в комсомол не вступал, поэтому дорога в институт для меня была закрыта.
Вы противостояли огромной силе - идеологии государства, да еще в лихие для религии 50-60-е годы, когда закрывали храмы. Родители убеждали?
- Папа умер, когда мне было шесть с половиной лет, а мама была простой селянкой. Но я видел, какие притеснения власти чинили народу, как сгоняли в колхозы, выселяли с родных хуторов... Такая власть не могла быть от Бога и не вызывала уважения, только страх. Но вера была сильнее страха. И не только у меня. Из нашего класса вышло 2 священника - я и отец Павел, сейчас служит в Могилевской епархии.
После школы вам была одна дорога - в семинарию?
- Семинарий не было, Жировичская закрылась, когда мне было лет 16. Многие храмы закрывались. Помню, в 1961 году мне рассказали, что Александро-Невский собор в Кобрине закрыт и купола снесены. Я приехал в город, стал на мосту и смотрю: крестов нет, рабочие закрывают башни. Тяжело было на сердце. Даже надежда угасла, что все вернется. После школы я окончил Малоритское сельскохозяйственное училище и работал в колхозе. В армию не взяли: мама болела, я был единственным кормильцем. В такой ситуации надо было жениться, я присмотрелся к двум подружкам, которые чаще всего ходили в церковь, и выбрал Аннушку - мы с ней уже более 50 лет вместе. Родились две дочери. Я продолжал ходить в церковь, пел на клиросе. О том, чтобы стать священником, как хотела моя мама, трудно было и думать - не давали рукополагать. Никита Сергеевич Хрущев усиленно боролся с религией и пообещал, что в 1980 году по телевизору покажут последнего попа. Укрепил меня в желании служить один старец - даже в то время были люди, посвятившие жизнь Богу. Посещая Почаевский монастырь, я подошел к нему за благословением, и он прямо сказал: благословляю тебя стать священником, словно почувствовал мое желание. 19 мая 1975 года я был рукоположен в священники, потом заочно окончил Московскую духовную семинарию.
«МНЕ И ДО СИХ ПОР СТРАШНО»
Вам было 30 лет, за плечами - жена, дети. Надо оставить работу, привычную жизнь. Не страшно было?
- Оставить все мирское - не страх. Страшно было встать перед Престолом Божьим. Священное Писание свидетельствует: перед Богом и небо нечисто. Если угодники Божии плакали о своих грехах, не имея уже их, то кто я? Бог, Творец, Создатель Вселенной, видимого и невидимого мира - и мне Ему служить. Мне и до сих пор страшно.
А еще за семью было страшно. Ведь пропадали священники. В Кобринском благочинии не было таких случаев, а в Дрогичинском районе убили двух священников. Сначала вывезли в лес, одного увели, второго шоферу приказали стеречь. Тот батюшку отпустил, так его самого избили до полусмерти. А позже в своем доме был убит священник в д. Осовцы. Так что, конечно, было тревожно: если что со мной случится - жена останется одна, дети - сиротами.
Вам угрожали? Вашей семье, наверное, было несладко.
- Им досталось. И меня преследовали, вызывали, заставляли работать с КГБ. Даже хотели уличить в получении взятки - пришли двое мужчин и предложили окрестить детей без записи, а за это можно было угодить в тюрьму. Знаю, что и некоторых других священников в районе преследовали. Времена были такие, что люди прятались по деревням, чтобы исповедоваться в церкви. Но... Если Бог с нами, то какая разница, кто против нас.
В перестроечные времена все стали за нас - церкви начали восстанавливать. Трудно было?
- Ничего не трудно, когда есть свобода. В Еремичах много лет храм был закрыт, крыша протекала, и не разрешали накрыть, вот это было трудно - видеть, как на глазах разрушается церковь, и не иметь возможности что-то сделать. А строить с Божьей помощью не трудно.
С Божьей помощью, но ведь на строительство немалые деньги нужны. Вы об этом лучше других знаете - построили две церкви с церковными домами. Люди жертвовали или предприятия помогали?
- Финансово нелегко было, я обращался в разные организации, и, кто сколько мог, давали. А на пожертвования людей мы не только церкви строили, но и помогали Валаамскому монастырю. Уроженец Кобрина отец Гурий приехал оттуда и рассказал, что насельники разрушенного монастыря и другие жители острова, больные люди, инвалиды нуждаются в помощи. Матерь Божия знала, кто может помочь в трудную минуту. Мы нагрузили автобус продуктами и отправились туда. Во время нашего визита на Валааме был Святейший Патриарх Алексий II - еще до войны его благословили валаамские старцы. Я сообщил предстоятелю, что в Беларуси есть возможность помочь продуктами, и он благословил. Каждый год в течение 8 лет Кобринское благочиние отправляло туда до 40 тонн груза с мукой, крупами, консервами, овощами. Помощь была действенной - монастырь восстановили, игумен сообщил, что им дали землю, есть трактор, они сами обеспечивают себя продуктами.
«В ЕВРОПЕ ЕСТЬ ХРАМЫ, НО НЕТ МОЛЯЩИХСЯ»
В 90-е годы в церкви хлынули люди. А когда вера была крепче - когда ходили в церкви, несмотря на притеснения, или сейчас, когда все открыто, но нет строгой морали, как в советские времена?
- О вере судит Бог. В советское время в Кобрине была одна Петропавловская церковь, и она вмещала всех молящихся, а сейчас в городе восстановлены все старинные храмы и построен новый. Прихожан стало больше - значит, люди верят. И это радует. Посмотрите, какие в Европе есть древние величественные храмы, а молящихся нет - одни туристы. Запад выхолостился на веру.
И среди наших людей некоторые говорят: не буду ходить в церковь - один раз зашел, а там отругали, потому что сделал что-то не так...
- Такое бывает, когда церковный работник что-то не по нутру скажет человеку в личной беседе, замечание сделает, мол, свечку не туда поставил. Мы убеждаем продавцов в свечной лавке, чтобы они относились внимательнее, с любовью к людям.
А для вас как для священника главное - молиться или все же собирать людей в церкви, проводить таинства и укреплять их веру?
- Нужно молиться Богу, но еще более важно донести слышание о Боге до людей. Чтобы от слышания человек поверил, начал соблюдать заповеди Божии и исправлять себя, искоренять не только грехи, но и дурные мысли. Из чего состоит жизнь? В основном из мыслей! А потом уже слов и действий. Бог сказал: когда приду, буду судить - дела, слова и даже тайные помышления сердечные. А в наше время люди часто невоздержанны в отношениях, много блуда, сексуальной распущенности, а также зависти, осуждения других.
На священников люди тоже смотрят по-особому, осуждают, если батюшка имеет большой дом, дорогой автомобиль. Как вы к этому относитесь?
- Знаете, других я не вижу. Не моя это задача. Сейчас, в великопостном служении, есть прекрасная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». У любого человека есть недостатки, он все заповеди соблюсти не может. В древности святые отцы вопрошали Бога: «Господи, что мы перед Тобой сделали?» - и получили ответ: «Вы соблюли все заповеди Мои». На вопрос «Что будет в середине веков?» был ответ: «В середине веков соблюдут половину Моих заповедей», а на вопрос «Что будет при кончине века?» (а это уже наша пора) был дан ответ: «У них не будет той силы, но если будут иметь смирение, то получат Царствие Божие». Так что я не смею осуждать абсолютно никого. Бог строго предупреждает: не судите, да не судимы будете. Судья для всех один - Бог. Он будет судить, и особенно строго за осуждение, за словесный грех.
«РАНЬШЕ ПЕНСИЮ ПЛАТИЛА ЦЕРКОВЬ, ТЕПЕРЬ - ГОСУДАРСТВО»
Извините за вопрос, а доходы священника зависят от пожертвований прихожан? Или церковь, а может, государство, платит батюшкам зарплату?
- Благополучие прихода зависит от мирян. Церковь помогает только тем священникам, которые за штатом, не служат. Если служишь - трудись. В селах есть очень слабые приходы. В прошлое воскресенье спросил у батюшки отца Алексея из д. Козище, сколько людей было на службе. Говорит, 6 человек. Благо дело, он пенсионер. Каждый настоятель церкви делает за себя и других служителей взносы в пенсионный фонд, и потом все мы получаем пенсии. Я тоже на пенсии. Раньше ее платила церковь, теперь - государство.
Как всем людям. Но по жизни батюшка не такой, как другие? На то он и батюшка.
- Жизнь - это постоянная борьба против зла, которое старается вовлечь нас в грех. Задача священника - стремиться держать душу в памяти Господней. Больше молиться, следить за своими мыслями, не допускать посторонних помыслов, особенно перед Богослужением. И хранить память о божественном во время Богослужения. Зачастую просят помолиться о ком-то, подают записки. Чтобы Господь помог, надо жалеть человека, о котором молишься, и тогда молитва будет действенной.
Но ведь записок много, как жалеть всех, кого даже не знаешь?
- Надо настраивать себя поособому, не машинально читать, а искренне просить: Господи, помоги каждому человеку, потому что у него есть какая-то нужда. Я как священник переживаю за многих, у кого случаются неприятности. Согласно Евангелию и учению святых отцов, мы должны с радующимися - радоваться, с плачущими - скорбеть. В этом разница между священниками и простыми мирянами: у них в основном забота о своем благополучии, у нас должна быть внутренняя забота о прихожанах.
«ЧТОБЫ СТАТЬ СВЕТИЛЬНИКОМ ВЕРЫ, НЕ НАДО ДАЛЕКО ЕХАТЬ»
А повседневная жизнь батюшки отличается? Вам ведь не надо, как всем, с 8 до 17 быть на работе, потом - домашние дела... У вас, наверное, все по-особому?
- Для меня первое, когда проснулся, - память о Боге. Назначаю себе правило - сколько прочитать молитв. Как вы на работу, я иду на Богослужение, перед каждой литургией у нас должна быть подготовка ко Святому Причащению. Вычитать все положенные каноны, молитвы, исповедаться Богу, если нет рядом священника. Моя задача - стараться молиться по возможности больше и иметь память Господню в душе. Прошла служба - как все вернулся домой, подкрепился пищей с молитвой.
Кстати, о пище. В Православии ведь очень много постов. Как вы смиряете голод? Ведь кушать хочется...
- Хочется. Поел постного - и не голодный. Только физически труднее, особенно в Великий пост, когда нагрузки большие. Когда мы с матушкой стали на этот путь, спросили детей: может, вам отдельно готовить? Но они были с нами.
Наверное, матушка старалась, вкусно готовила...
- Матушка дома не сидела - всю жизнь со мной в церкви, управляет хором. Хоть и не заканчивала регентские курсы, Бог дал ей нужные знания. Сейчас приболела, и трудно без нее певцам.
Отец Константин, вы более 40 лет служите, и все время - простым сельским священником в Кобринском районе. Хотели бы жить в святых местах, где монахи достигают святости?
- Я бывал на Святой земле, в Иерусалиме, на Синае, много где в паломничествах по России. А чтобы стать светильником веры, не надо далеко ехать. Пример тому - отец Виктор, который служил в Дрогичинском районе. Его вера и благочестие были велики и отражались на других, это стало наглядно видно, когда он умер: на погребение собралась река народа, приехали люди из дальних мест. Значит, он каждому чем-то помог - молитвой, советом, исправлением жизни. Или просто они прочувствовали его святость. Вера невидима, но когда светильник открыт - он освещает путь многим.