Брест слывет «киношным» городом. Среди объектов культурного притяжения — Брестская крепость, музей паровозов. И вот «засветился» новый объект – Форт V. Заведующий музеем Александр Коркотадзе рассказал «Вечернему Бресту» о подробностях съемок и «условиях повышенной секретности», которой были окутаны действующие лица и актеры.
В конце января состоялась премьера российского сериала «Топи», снятого по сценарию Дмитрия Глуховского. Герои фильма — пятеро москвичей — находят убежище в архангельском монастыре рядом с деревней Топи.
«Роль» монастыря сыграл брестский Пятый форт, расположенный на южной окраине Бреста и воплощенный на экране с помощью компьютерной графики.
Заведующий музеем Александр Коркотадзе рассказал о подробностях съемок и «условиях повышенной секретности», которой были окутаны действующие лица и актеры.
Писатель Дмитрий Глуховский охарактеризовал «Топи» как «безумный триллер». И «Топи» заранее внесли в число самых ожидаемых сериалов года. Официально указано, что сериал снимался в Беларуси на натурной площадке киностудии «Беларусьфильм» в Смолевичском районе.
— Никакой секретности вокруг съемок не было, – разубеждает журналиста «Вечерки» заведующий музеем «Пятый форт» мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Александр Коркотадзе. — Знаю, что «киношники» объездили много объектов. Изначально работу планировали начать в апреле 2020 года. Но из-за пандемии перенесли на август.
В итоге пришлось совмещать реставрацию форта и киносъемки. В одном из эпизодов даже видны строительные леса. Картинку это не испортило, скорее наоборот, придало достоверности. Российские артисты, которые провели в Бресте и на съемочной площадке три недели, с удовольствием общались с брестскими сотрудниками мемориального комплекса.
— Провели для гостей экскурсию, – продолжает Александр Коркотадзе. – В том числе дали проникнуться «мистической» аурой этого укрепления. Специалисты ведь сразу чувствуют, будет она помогать или нет… Здесь – помогала. При работе были задействованы горжевая казарма и капонир, потерна (подземный выход). Сделали некоторые декорации. Но сразу определили главную задачу: ничто не должно навредить нашей историко-культурной ценности. Работали в этом плане с художниками-постановщиками. А в целом съемочная группа трудилась очень напряженно.
В итоге некоторые силуэты монастыря дорисовали с помощью компьютерной графики, что не редкость в кинематографе.
Основание же сооружения оказалось очень правдоподобным. Даже несколько мистическим, как и сам фильм. Не было никаких взрывов и выстрелов. Фильм скорее об уединении человеческой души, поиске самих себя. Правда, вскоре молодые люди – герои фильма – сталкиваются с чередой загадочных событий. Но на то и законы жанра, чтобы увлекать.
— Никто ничего не рекламировал и в то же время не скрывал. Форт был закрыт на реставрацию, поэтому было малолюдно, – подводит резюме собеседник. – Все было согласовано с Министерством культуры РБ. Никаких массовок не требовалось.
Факт съемок любопытен еще и тем, что художественное кино в Пятом форту «гостило» впервые. Ранее — только документальные фильмы. Форт вызывает неподдельный интерес внешне и внутренне, смотрится как некий «космический корабль».
Здесь хоть сегодня снимай продолжение «Звездных войн» или «Аватара». Однако после недавнего открытия новой экспозиции сложнее решиться на такой смелый шаг, отмечают специалисты. Съемки фильмов уже возможны далеко не повсюду. Так что российские киношники удачно поймали момент.
…Автор сценария Дмитрий Глуховский говорит, что это точно не фильм ужасов. Весь сюжет построен на «поворотах, переворотах, обманутых ожиданиях»: «Топи» даже на уровне названия — это что-то аморфное, построенное не на линейном сюжете, а скорее, на ощущении топкости, болотистости. Затягивает, гипнотизирует, наводит морок. Вот это мне было важно. И «Топи», помимо других тем, которые в них подняты, – рассуждение на тему присутствия мертвых в жизни живых. В глубинке смерть всегда рядом». И добавляет: «Как бы то ни было, я не жду от «Топей» какого-то гигантского взрыва, но это выношенный, выстраданный проект… Топи не провинция, это метафизическая глубинка; не место на карте, а точка в подсознании, глубина, из которой растут наши корни; глубина, на которую мы погружаемся, когда тонем. Это занесенное илом дно, точка отсчета, краеугольный камень нашей жизни».
Что ж, будем смотреть. В российским информационном поле и в интернете премьера состоялась 28 января. Заняты в сериале Иван Янковский, Тихон Жизневский, Екатерина Шпица, Максим Суханов и другие. Режиссер – Владимир Мирзоев, который поставил десятки театральных спектаклей в Москве, множество фильмов и телеспектаклей.
Сергей МОЩИК/vb.by