Национальный правовой портал опубликовал проект закона «О народном ополчении». Документ определяет, кто может быть принят в народное ополчение, права и обязанности участников, а также разъясняет, освобождаются ли они от призыва на срочную военную службу и сохраняется ли за ними рабочее место и средний заработок.
Фото: Максим Гарлукович, «Ваяр»
Задачи народного ополчения
Народное ополчение – вооруженные формирования, создаваемые из числа граждан, изъявивших желание принять участие в обеспечении военного положения на территории административно-территориальной (территориальной) единицы.
Основной задачей для народного ополчения определена помощь территориальным органам внутренних дел в обеспечении военного положения, а также защита собственности от посягательств.
Как и где оно будет формироваться
Глава вторая проекта закона посвящена формированию, структуре, численности, комплектованию и дислокации отрядов народного ополчения.
Народное ополчение размещается в границах территориальной единицы, где оно было сформировано, а сами ополченцы находятся по месту жительства.
Формируются они согласно Указу Президента. Дальше отряды народного ополчения формируются на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, местных советов обороны.
Количество отрядов, их структура и численность определяются решениями местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны с учетом наличия добровольцев и решаемых задач.
С отменой военного положения или на основании указа Президента Республики Беларусь отряды народного ополчения расформировываются.
Кого возьмут в ополченцы
Отряды народного ополчения комплектуются добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, предусмотренные Законом.
Права народного ополченца
Доброволец при выполнении задач народного ополчения имеет право:
- применять физическую силу, применять и использовать оружие на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
- производить задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс, в соответствии с их компетенцией;
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;
Также ополченец может оказывать содействие территориальным органам внутренних дел при:
- ограничении движения транспортных средств, осуществлении досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, задержании транспортных средств;
- осуществлении пропуска транспортных средств и товаров на охраняемые ими объекты, территории в соответствии с установленным порядком пропуска;
- осуществлении проверки документов, удостоверяющих или подтверждающих личность граждан, пропусков, личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей и документов, а также их изъятия, если таковые могут являться орудием или непосредственным объектом правонарушения, с последующей передачей этих предметов сотрудникам правоохранительных органов;
- осмотре жилых помещений и иных законных владений граждан, помещений и иных объектов организаций, в том числе при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений;
- использовании транспортных средств юридических и физических лиц для доставления в организации здравоохранения лиц, пострадавших от применения оружия, в результате чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
Добровольцам при выполнении задач народного ополчения могут быть предоставлены иные права, помимо указанных в части первой настоящей статьи, в соответствии с Законом и другими законодательными актами.
Обязанности добровольца
Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:
- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
- извещать нанимателя о вступлении в народное ополчение;
- выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
- обеспечивать защиту территории, объекта и населения от противоправных посягательств;
- участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
- знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу для жизни и здоровья человека;
- оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
- исполнять иные обязанности, установленные другими законодательными актами.
Ответственность для ополченцев
За нарушение законодательства о народном ополчении добровольцы несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Зачисление не освободит от призыва на ВС и от прекращения трудовых отношений
Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.
По решению местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником сохраняется место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.
Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Ограничения при зачислении в народное ополчение
В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:
- отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;
- в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
- в отношении которых принято решение об интернировании;
- признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
- имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.
Отказ (решение об отказе) местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.
Расформировываются отряды народного ополчения тоже по решению Президента, когда он своим указом отменяет действие военного положения.
Кем будет финансироваться
Финансовое и материальное обеспечение будет осуществляться за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
Проект закона уже принят Палатой представителей и получил одобрение Совета Республики.