15 июля 1812 года в Кобрине была одержана первая победа над войсками Наполеона. Литография, которая является карикатурой на события того времени, выставлена в июле, рассказывает Лилия Кирилюк, старший научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея А. В. Суворова.
Кобринский военно-исторический музей продолжает серию публикаций, подготовленных к 75-летию музея — каждый месяц проходит выставка одного предмета, который ранее не выставлялся.
В фонды Кобринского музея литография с оригинальным названием The Cossack Extinguisher («Казачий огнетушитель») поступила в 1954 году из Государственного Русского музея в Ленинграде.
Карикатуры, по сути вид троллинга, существовали во все времена. В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало интернациональным языком, а главным объектом нападок были Наполеон и французская армия. Особенно в этом изощрялись карикатуристы злейшего врага Бонапарта — Англии. На представленном сатирическом изображении, которое впервые появилось в Лондонском издании в 1813 году, бородатый улыбающийся казак, который внешне напоминает пирата или Карабаса-Барабаса. Он «укрывает» конической меховой шапкой крохотного Бони. Именно так называли в Великобритании Наполеона Бонапарта. Полководец изображен в виде карлика в огромной шляпе и с перекошенным ртом. Во взгляде и реплике Бонапарта — неподдельная ярость, сожаление о том, что презренные казаки разрушили все его надежды.
Литография, которую извлекли из фондов специально для выставки, была изготовлена в Санкт-Петербурге в 1886 году. Она входит в пятый выпуск труда Дмитрия Александровича Ровинского «Материалы для русской иконографии». С 1884 по 1891 годы были изданы 12 выпусков «Материалов»: собрание русских и иностранных гравюр, отображавших историю России. Гравюры из этого издания являются настоящими произведением гравировального искусства и в свое время вызвали широкий резонанс среди ученой элиты общества. Труд Ровинского, вышедший небольшим тиражом всего в 125 экземпляров, в XIX веке был доступен лишь узкому кругу специалистов.
В настоящее время полное собрание, включающее в себя все выпуски, почти не встречается. Кобринскому музею повезло: он является обладателем одиннадцати литографий из собрания Ровинского.
Фото: Юрий Киндин