Стефанка — так ласково сотрудники музея называют гипсовый бюст мальчика, работу известного скульптора Бальбины Свитич-Видацкой. Именно он, выполненный без излишнего монументализма, представлен зрителям в августе, рассказывает Лилия Кирилюк, старший научный сотрудник Кобринского военно-исторического музея А. В. Суворова.
Кобринский военно-исторический музей продолжает серию публикаций, подготовленных к 75-летию музея — каждый месяц проходит выставка одного предмета, который ранее не выставлялся.
Эта история началась в 1905 году, когда маленькую четырехлетнюю Бальбину, оставшуюся сиротой, взяла на воспитание дальняя родственница Станислава Витковская. Одинокая учительница окружила будущего скульптора любовью и заботой. Талант у девочки обнаружился с ранних лет: она могла часами лепить фигурки зверей и людей, которые получались очень реалистичными.
Окончив местную школу, воспитанница уехала учиться в гимназию в Брест. Позже девочка завершила обучение в Краковской художественной академии и вернулась в Кобрин. «Пани профессор», как ее здесь уважительно называли, преподавала детям рисование, писала на заказ портреты видных деятелей.
В 1944 году Бальбина, к тому времени вышедшая замуж за местного помещика Ивона Видацкого, представителя одной из знаменитых местных семей, с мужем и двумя дочерьми перебралась жить в Польшу. На прощание художница дарила соседям свои работы, словно хотела оставить здесь частичку себя.
Желание проникнуть «в душу» экспоната привело сотрудников музея на улицу Красноармейскую, где по-прежнему сохранился дом с мастерской. Тут жила Бальбина Видацкая.
Нынешняя хозяйка дома Галина Карповна Мартынюк 1940 года рождения проживает здесь с 1968 года. Приятная словоохотливая женщина рассказала, что долгое время общалась с дочерью скульптора Иовитой, но последние два года связь не поддерживается.
Летом 2006 года дочь Бальбины Свитич-Видацкой Иовита-Тереза Видацка-Солярска приезжала в Кобрин. Второй родиной для нее стал польский город Ольштын — административный центр Варминьско-Мазурского воеводства, но, как часто бывает, людей часто тянет в места, с которыми связаны добрые воспоминания и где прошло детство.
Улица Красноармейская, дом с крыльцом, мастерская матери — от нахлынувших воспоминаний у гостьи наворачивались слезы.
Теплые чувства вызвала встреча с семьей Остромецких. С ними Видацкие когда-то были соседями. Приятным сюрпризом стало то, что в семье Романа Иосифовича Остромецкого сохранилась скульптура, которую подарила пани Бальбина его сестре Галине. Это и был Стефанка — бюст высотой в 41 сантиметр, созданный в 1937 году, хранится в настоящее время в музее. Утверждают, что работы скульптора Видацкой имели удивительное сходство с персонажами, она умела «схватить» характер.
Приземистый «коренастый» дом сохранил в себе черты прошлого: большие окна со старыми ставнями, высокое крыльцо. Галина Карповна пригласила посетить бывшую мастерскую Видацкой. Это небольшое помещение примыкает к основному строению и состоит из двух комнат, уют которым придают вязаные домашние коврики. Но они ничего не напоминает о его творческом применении.
В 1932 году в этой скромной мастерской Бальбина Видацкая изваяла бюст Тадеуша Костюшко. Изначально бюст был установлен в Кобрине на месте памятника в честь столетия войны 1812 года. Сейчас он находится в деревне Сехновичи Жабинковского района, где было родовое имение Костюшко.
Когда Галина Карповна пригласила пройти в дом, то стало понятно, что вот оно — соответствие внешнего и внутреннего содержания. Внутри царила приятная прохлада, порядок и отсутствие лишних вещей. Старинный сервант, статуэтки и самовар. Наверное, если бы из соседней комнаты вышла пани Бальбина, то это выглядело бы вполне естественным.
Но в этот момент больше думалось о мальчике, печальные глаза которого заставили не только вспомнить события более восьмидесятилетней давности, но и задуматься над тем, как сложилась его судьба.
Говорят, что его звали Стефан Ясинский. Жил он в этом доме с начала 1930-х до войны. По одной из версий, это был внебрачный сын служанки Станиславы Витковской, по другой — такой же дальний родственник, как и Бальбина. Больше о нем нет никаких сведений.
Возможно, у него есть родственники, которые даже не догадываются, что скульптурный портрет их прадеда хранится в музее, и, наверное, проживут всю жизнь, так и не узнав об этом.
Бюст маленького Стефана — единственное творение Бальбины Видацкой, которое хранится в кобринском музее, тогда как скульптор стала автором более тысячи работ.
Фото: Юрий Киндин