Сейчас читают

Памяти легендарного штурмана Сергея Косицына: приземлиться над пропастью и поймать встречный ветер

14.02.2019 в 13:54

В Кобрине несли воздушную вахту опытные пилоты-профессионалы, в числе лучших – майор Сергей Косицын. Лётчик 1-го класса, он освоил и летал на вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-8. Общий налёт – 4 600 часов.  Лётчик-ас нёс боевую вахту в Афганистане.

15 февраля 2019 года — 30 лет вывода советских войск из Афганистана. Вертолет Ми-8, установленный в Кобрине на территории бывшего военного городка – один из негласных символов той афганской войны.

40 лет жизнь Кобрина была неразрывно связана с судьбой размещенного здесь вертолетного полка. В прошлом - это особый лидерный вертолетный полк ВВС союзного государства и старейший вертолетный полк в Беларуси. В Кобрине несли воздушную вахту опытные пилоты-профессионалы, в числе лучших – майор Сергей Косицын. Лётчик 1-го класса, он освоил и летал на вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-8. Общий налёт – 4 600 часов.  Лётчик-ас нёс боевую вахту в Афганистане в рядах воинов легендарного 50-го отдельного смешанного авиационного полка.

Sergey Kosicin008

Майор Сергей Косицын, лётчик 1-го класса

Встречный ветер самый желанный для вертолета в горах

В октябре 1987 года газета «Во славу Родины» опубликовала очерк майора В. Подделкова «Встречный ветер – желанный», главным героем которого стал штурман вертолёта Сергей Косицын, именно благодаря этой публикации появилась возможность составить подробную картину о подвиге легендарного летчика:

Штурман Сергей Косицын в окружении сослуживцев. Афганистан

Штурман Сергей Косицын (крайний слева в нижнем ряду) в окружении сослуживцев. Афганистан

– Счет боевым операциям штурман майор Косицын открыл на третий день после прибытия в состав ограниченного контингента советских войск в ДРА. Их экипаж в числе первых доставил продовольствие, боеприпасы и письма постам, находившимся на высоте нескольких тысяч метров. Тут многое зависело от штурмана – расчеты, оценка метеоусловий. Особенно тяжелы расчеты по ветру – в горах он меняет своё направление очень быстро. Попробуй подобрать встречный ветер, самый желанный для вертолета в горах.

Сели на горную вершину одним колесом… Два остальных висели в воздухе

– Когда впервые садились на горную вершину, тщательно готовились. Первым заходом изучили площадку, подобрали место. И наконец – сели … одним колесом, а два остальных висели в воздухе. Больше места не было. Так и стояли, пока не высадили десант, не выгрузили продукты. И облегченный вертолёт стремительно левым разворотом помчался в пропасть, чтобы набрать нужную скорость и вновь подчиниться воле человека. Сейчас такой приём стал обычным для многих вертолётчиков и свидетельствует о высоком мастерстве тех, кто идёт путём, проторенным майором Косицыным и его боевыми друзьями.

… Винтокрылая машина резко снижалась, не давая вести прицельную стрельбу.

Ми-8 Афганистан. Фото из открытых источников

«В горах долго светает» – роман в память о легендарных летчиках

Боевой путь вертолётной эскадрильи, в которую вошли Сергей Косицын и его товарищи описывает военный журналист Владимир Возовиков в романе «В горах долго светает». Прототипом главного героя стал сослуживец Сергея Косицина – Леонид Белицкий.  27 августа 1984 года капитан Белицкий совершил четыре боевых вылета для высадки десанта, во время последнего – вертолет был сбит.  Выполнив задание, он не вернулся из полёта, ему оставалось служить в Афганистане две недели. Майор Косицын летел следом  - в том бою он выжил.

Вертолёты, Афганистан. Фото из открытых источников

Леонид Белицкий, Валерий Платонов, Александр Кузуб, Сергей Косицын, Сергей Каукалов, Николай Обухов, Антон Береславский, Олег Тувальский, Юрий Солодкий, Анатолий Котельников, Анатолий Лукьяненко, Сергей Баула, Анатолий Суханов, Виктор Жигадло, Геннадий Кожанов – вместе они составили героическое подразделение, которому стали доступны и высокогорья у границы снегов, где машина висит над пропастью, лишь одним колесом цепляясь за скальную площадку, и ущелья, задёрнутые зимним туманом, и раскалённые пески, где выплеснутая вода высыхает на лету – пишет автор.

В основу сюжета книги легли реальные истории о воинах, сражавшихся в Афганистане.  Эти лётчики шефствовали над приютом «Родина», в котором жили дети погибших афганцев, каждая встреча с летчиками – была праздником для осиротевших ребят, воины оказывали гуманитарную помощь жителям афганских селений.

Боевые товарищи майора КосицынаБоевые товарищи майора Косицына. Афганистан

Летать уже не будет… И не надо расстраиваться

Основной накал боевых действий в Афганистане пришелся на 1984 год, пилоты 50-й ОСАП в этот год совершили 37 600 боевых вылетов.  В этом же году при выполнении задания по высадке десанта Сергей Косицын получил тяжелые осколочные ранения рук и ног. Командир экипажа полковник Александр Герцев и борттехник Владимир Текутов вывезли истекающего кровью штурмана из-под обстрела и передали медикам. Майор Косицын около года провёл в госпиталях и санаториях, врачи настаивали на завершении лётной карьеры. Военкор Подделков так описывает эти события:

–  Он не мог помнить, сколько длилась операция. Врачи потом сказали, что долго. Одного боялся Косицын – отнимут руку. Вернее, кисть, изуродованную осколком пули. Владимир Кузьмич Николенко, хирург, успокоил: руку ампутировать не придётся. Но что касается будущих полетов, то, видимо, Сергей Юрьевич летать уже не будет. И не надо расстраиваться – кавалер ордена Красной звезды должен уметь держать себя в руках.

Сергей Костцын с боевыми товарищами (слева в верхнем ряду)

Сергей Костцын с боевыми товарищами (слева в верхнем ряду)

«К полётам допускается»…

–  Не было ещё такого в их династии: дядя воевал в Великую Отечественную лётчиком, отец был лётчиком, Валерий, старший брат – тоже летает. Неужели он, Сергей, должен расстаться с мечтой?

После госпиталей, санаториев остались шрамы не только на теле, но и в душе. Они не давали майору покоя, заставляя вновь и вновь идти к врачам и командирам: убеждать, уговаривать, требовать. Настал момент, когда инструкторы, которые проверяли его способность управлять вертолётом дали «добро», а медики, заручившись мнением вертолётчиков, сделали долгожданную запись в истории болезни: «К полётам допускается»…

Очерк, посвященный штурману Сергею Косицыну, газета «Во славу Родины», октябрь 1987 года. Газета «Во славу Родины» очерк В. Подделкова «Встречный ветер – желанный», октябрь 1987 года. 

Вернувшись на Родину, Сергей Косицын в 1985 году продолжил службу в Кобрине в должности начальника разведки полка. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, там сослуживцы дали ему прозвище «Шерлок Холмс», – Косицын принял участие в задержании вооруженного бандита. Выполнял особое задание в должности командира смешанной авиационной группы в Приднепровской Молдавской Республике. С 1989 по 1992 год Сергей Косицын начальник разведки полка, Группа советских войск в Германии. С 1992 по 1993 год начальник разведки полка, Московский военный округ, г. Курск.

Майор Сергей Косицын с сослуживцами. ГДР

Майор Косицын с сослуживцами (крайний слева)

Сергей Косицын был награждён орденом «Красной Звезды», «Знаком Почета», 5-ю медалями СССР, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР и знаком «Воину-интернационалисту», Почётными грамотами вышестоящего командования. На его счету тысячи боевых вылетов и сотни спасённых жизней.

Кобрин l Майор Сергей Юрьевич Косицын  – легендарный штурман

Легендарный штурман – майор Сергей Юрьевич Косицын

Службу майор Косицын закончил в Кобрине, в должности заместителя командира отряда здесь же и остался с супругой жить, выйдя в отставку. Несколько лет тому назад легендарного штурмана Сергея Косицына не стало – до последних дней он поддерживал добрые отношения с товарищами, хранил верность боевой дружбе.

Майор Сергей Юрьевич Косицын с товарищами по службе

Сегодня в Кобрине о том времени напоминают лишь сквер, памятник и вертолет Ми-8 на постаменте в бывшем военном городке. Борт установлен в сквере воинской славы — авиаторам 65 отдельной транспортно-боевой вертолетной базы и 397 отдельного штурмового авиационного полка. Композиция из камней, символизирует горы Афганистана. Гул винтокрылых машин над Кобрином теперь можно услышать довольно редко. О существовании аэродрома в райцентре, сегодня напоминает лишь улица Вертолетная. Там, где раньше взлетали и садились воздушные судна  сегодня строят дома…

Автор: Наталия Жук / kobrincity.by

В материале использованы фотографии из семейного архива

 

Приглашаем посетить

ОАО «Белинвестбанк»

г. Кобрин, ул. Ленина, д. 11
Тел. +375(1642) 4-67-02, 4-67-04 

Центр банковских услуг №408 ОАО «Белинвестбанк»

 

Салон красоты «БЬЮТИ» | Beauty salon

г. Кобрин, ул. Ленина, д. 23, 2 этаж.
Тел.: +375(29) 786-57-32 мтс

Барбер. Стрижки для всей семьи (сложные окрашивания, прически, укладки, лечение и восстановление волос). Макияж. Маникюр, педикюр. Коррекция и окрашивание бровей. Наращивание и ламинирование ресниц.

КУПП «Кобринрайводоканал»

г. Кобрин, ул. Советская, 131
+375(1642) 3-85-46 (приемная), +375(1642) 5-13-04 (диспетчерская)

Предприятие оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению.

Супермаркет «БУМ»

г. Кобрин, ул. Дзержинского, 68е
Тел. +375 (1642) 4-38-30, МТС +375 (33) 303-30-34

Строительные и отделочные материалы, электротовары, хозтовары, автотовары

Студия SPA «Art of Spa»

 

Кобрин, ул. Гастелло, 15
Тел.: +375(29) 292-10-67 

Массаж. СПА процедуры.


Акции

Спецпредложения

Новинки

Приглашаем посетить

Охотничье хозяйство «Ерёмичское»

Телефоны: MTC +375(29) 527-37-01, Velcom +375(29) 612-64-11 

Охота в Кобринском районе: лось, косуля, кабан. Отдых в домиках «Сафари» на Страусиной ферме

«ВермонтаМЕБЕЛЬ»

г. Кобрин, ул. Интернациональная павильон №4 (перекрёсток с ул. 700-летие Кобрина). 
Тел.: +375(29) 791-71-97 МТС

Корпусная мебель по индивидуальным проектам

Автосервис «ПетроВал»

Автосервис «ПетроВал»
+375(25) 710-33-50  life:), +375(29) 224-60-39 МТС

Диагностика и ремонт автомобиля. Трасса Минск - Брест

Дрова колотые | Пиломатериалы | Поддоны

Кобринский район, д. Запруды, ул. Центральная, 21. Тел.: +375(33) 361-27-53 

Пиломатериалы обрезные и необрезные, поддоны, стропильная система, балки, штакетник, рейка

Магазин «Империя обоев» | Кобрин

Кобрин, ул. Дзержинского, 68-10
+375(29) 662-97-76

Широкий выбор обоев и сопутствующих товаров.

 

Кобрин Сити - новостной портал Кобрина