Лайнер в детство. Белорус восстанавливает знаменитый «Икарус 256»

19.04.2021 в 13:26
kobrincity.by

«Стоишь рядом с Ikarus 256 — и хочется его обнять и поцеловать. Ностальгия неизбежна, ведь 30 лет назад, когда он был новым, а мне было пять, «Икарус» превалировал как на городских маршрутах, так и на межгороде. Поэтому сегодня автобус в характерной красно-белой ливрее одним своим видом мысленно телепортирует тебя в начало 1990-х на седьмую площадку автовокзала», делится откровениями владельца Андрей Ахрем, корреспондент «Автобизнеса».

glav

«Однажды проснулся и понял: нужен Ikarus»

История любви Степана Трофимовича к «Икарусам» тоже уходит корнями в детство. Его отец работал в «СовТрансАвто», где маленький Стёпа и познакомился с автобусами. А став взрослым и состоятельным, он решил купить себе Ikarus — частичку счастливого и беззаботного времени.

— «Икарусы» — это любовь с детства. Еще ребенком я увлекался ими, смотрел, интересовался, когда придут новые партии. Автобус, в котором мы находимся, выпущен в 1989 году.

1

— Я люблю технику, у меня есть тракторы и грузовики, но однажды я проснулся и понял, что не могу без этого автобуса, — нужен Ikarus. Приехал смотреть самое дешевое предложение — и мне повезло. Когда я занимаюсь поиском техники, меня интересует не столько сохранность машины, сколько какая-то маленькая «фишка», которая заставляет принять решение, несмотря на состояние. Здесь было две вещи. Первая — это табличка «Завод 407ГА». 407ГА — это 407-й завод гражданской авиации, проще говоря, авиаремонтный завод. Автобус долгое время работал там, затем был продан в частные руки и возил рабочих на стройку.

2

— Вторая «фишка» — услышанное мною во время пробной поездки подвывание заднего моста на четвертой передаче, которое я помню с детства. Уже после покупки я нашел в автобусе еще много всяких приятных «изюминок», но о них расскажу позже. Ikarus был очень «уставшим» и возить пассажиров не мог. Но я не удержался и купил его за символические 1500 долларов.

3Автобус после покупки

— Этот автобус из партии, которая шла именно на Советский Союз, о чем свидетельствует расцветка кузова и надписи в салоне на русском.

4

— Модификация автобуса — 256.75. Это улучшенная модель, у которой 40 сидений, а не 45, сзади есть бар, присутствует индивидуальный обдув и освещение, а также затемненные стекла. На обычном 256-м обдува и индивидуального света не было, там стояла просто сетчатая полка.

5

— Благодаря работе на заводе в этом автобусе сохранился бар. Если бы он оказался в автопарке, его бы сразу выкинули и поставили сзади еще пять сидений. Автобусу повезло с экипажем и тем, что он изначально попал на богатое по тем временам минское предприятие.

6

Сделано много, но этого мало

Холодный запуск «Икаруса» — масштабная модель пуска тепловоза и экологическая катастрофа в миниатюре. Грета Тунберг явно против, но ее никто не спрашивает. Однако Степан уверяет, что с двигателем проблем нет, а вот общее состояние автобуса еще далеко от идеала.

7

— С самого начала эксплуатации этот Ikarus не проходил ни одного капремонта. Сейчас он подварен и перекрашен, но надо признать, что по нему еще очень много работы. Автобус — это не легковая машина, которую можно сделать быстро. В первую очередь потребовалась переварка. В процессе подготовки к покраске понял, что красили его раз восемь. И все разы это делали хорошо, покрашена даже крыша. Авиаремонтный завод мог себе позволить.

8

— Затем ремонтировал потекший радиатор — купить новый и поменять нереально, запчастей уже нет. Сзади переваривал ферму, но сварочные работы по задней части выполнены на процента три от того, что на самом деле нужно. Пока сделано самое необходимое, чтобы был приличный внешний вид и, грубо говоря, не вывалился мотор. Само собой, менялось масло, шприцевался передний мост. Надо отдать должное надежности «Икаруса» — никаких серьезных проблем он не преподнес. Да, при поездке в Брест выявилась небольшая утечка масла, не более. Удивительно, но даже подушки работают нормально, хотя вопросы по задней подвеске есть.

9

— Мотор здесь RABA–MAN объемом 10,35 литра. Расход топлива — около 25 литров на «сотню», масла в двигатель необходимо около 27 литров. Коробка передач ZF, задний мост RABA. Все это до сих пор круто работает, но нюансы есть: те же перегазовки при переключениях передач — сегодня не каждый водитель с этим справится.

10

— Для отопления предусмотрено три печки: одна для водителя, две для пассажиров, плюс автономный отопитель Sirocco. Если это все работает, а прошедшей зимой я отремонтировал Sirocco, то в салоне достаточно тепло.

11

— Запчасти на автобус обычно заказываются из Москвы, что-то время от времени появляется на местных досках объявлений. Детали не очень дорогие, например, две ГБЦ в сборе стоят 300 долларов. Но далеко не все можно найти. Например, здесь пора менять энергоаккумулятор тормозов, а где его взять — вопрос открытый. Аналогичная ситуация с резиновыми молдингами, на которых держатся боковые люки. Их нигде нет, поэтому часть люков теперь крепится на петлях. Чтобы нормально ремонтировать такую машину, нужен цех, в обслуживании автобус довольно сложный. Со временем все будет делаться, но уже выполненных работ хватает для спокойной эксплуатации.

12

Артефакты из прошлого

Чилаут из убаюкивающего урчания дизеля под аккомпанемент заднего моста, изредка перемежающийся элементами дабстепа при переключении передач, — отличный фон для историй Степана о прошлом автобуса.

— Пробег на одометре приближается к пятистам тысячам километров, но думаю, что к ним можно смело прибавлять миллион. Или второй круг, или менялся спидометр. Об оригинальности пробега сложно судить, но обычно автобусы ездят не меньше ста километров в день, как правило, даже значительно больше. Этот Ikarus какое-то время возил заводскую футбольную команду, от нее даже остался трафарет. Интересный артефакт.

13

— В свое время оптика на «венгров» была дефицитом, поэтому водители выцарапывали на «поворотниках», чтобы их не переставили на другой автобус, госномер. Здесь на них можно рассмотреть «37-00».

14

— Салон полностью оригинальный, по нему не делалось ничего. Чехлы, которые надеты на сиденья, защитили от износа «родную» обивку. Судя по всему, на автобусе работали очень хорошие водители, которые его любили. А Ikarus просто заставляет себя любить.

15

— Вот еще пример любви водителей к автобусу — коврик в нише на панели. Или квадратики на руле и поручнях. Я не убираю этот тюнинг, ведь это история автобуса. Не представляю, сколько нужно было заморачиваться, чтобы приклеить это все, да еще и сделать из такого материала, что он спокойно дожил до 2021 года.

16

17

— Вместе с автобусом досталось много оригинальных элементов салона в хорошем состоянии, на полке обнаружилась даже оригинальная аптечка с венгерскими лекарствами.

18

— После покупки очень жалел, что на бортах не сохранилась родная табличка с надписью Ikarus на голубом фоне, а через полгода нашел ее между полками в баре в идеальном состоянии. Пока так и лежит, так как боюсь, что могут украсть.

19

«Мечта — включить освещение в салоне и проехать вечером по городу»

Ikarus — синергия эмоции и стиля. Он заставляет сворачивать головы прохожих, вызывает слезы ностальгии у людей в возрасте и уважение у водителей-международников.

— Однажды была ситуация, я куда-то приехал, сижу в салоне, стучится мужчина и спрашивает, можно ли внутрь. Заходит, садится и начинает рассказывать: «Я 20 лет на таком автобусе отработал, получал новым, там делал то, там ставил это». И таких людей много, у некоторых даже слезы на глаза наворачиваются. Что-то в нем есть, а каково было в 1980-х на нем работать! Круче был только 250-й, который на метр длиннее и считается автобусом дальнего следования, 256-й — туристическая машина.

20

— Приятные моменты были во время первой обкатки после покраски. Выехал на трассу, проехал несколько километров — по встречной идет свежий Neoplan литовского перевозчика, водитель в рубашке, галстуке, рядом напарник — и они оба приветствуют меня поднятыми руками. Эта традиция сохранилась с советских времен.

21

— Недавно парень написал, что ездил когда-то на моем «Икарусе» на турслет, даже прислал старые фотографии с ним. Мне бы хотелось найти еще людей, знакомых с историей этого автобуса. Если кто-то ездил на нем пассажиром или даже работал — напишите мне в Instagram.

— Автобус куплен в первую очередь для себя, ради всех этих эмоций, но иногда он приносит деньги. Однажды товарищ предложил поучаствовать в съемках фильма про Чернобыль, который недавно вышел, плюс пару раз Ikarus снимался в рекламе. Благодаря этому даже окупились затраты на покупку и частично на ремонт.

— Иногда автобус берут на детские дни рождения, корпоративы. Детям очень нравятся такие поездки. Сейчас есть идея устраивать на «Икарусе» вылазки по интересным местам Минска и Беларуси.

— Недавно я купил еще два «Икаруса». Один — такой же 256.75, брал его в качестве «донора» для этого, но он оказался даже лучше по состоянию. Второй — пригородный двухдверный 260.49, выпущенный в 1987 году. Оба работали на заводах, оба я буду восстанавливать.

22

— Сейчас моя мечта — привести 260-й в более-менее приличное состояние, включить освещение в салоне и просто проехать вечером по городу и порадовать людей. У меня нет цели обложиться «Икарусами» и поставить их во дворе. Я хочу, чтобы они ездили и чтобы каждый мог на них прокатиться.

Приглашаем посетить

Развлекательный центр «КЕША»

 

г. Кобрин, ул. Суворова, 43.
+375(33) 698-46-81, +375(1642) 3-83-99.

Бюро праздников, караоке для детей, дискотека,

VALANA | Дом ногтевой эстетики

г. Кобрин, ул. Дзержинского, 83
Тел.: +375(29) 808-76-45

Ногтевой сервис. Архитектура бровей. Педикюр. Обучение

Детская поликлиника УЗ Кобринская ЦРБ

г. Кобрин, ул. Советская, 111
Телефон регистратуры: 160, +375(1642) 6-67-32, +375(1642) 6-67-36

График приема врачей-специалистов. Предварительная запись. Телефоны.

«АконитПлюс» | Окна, двери, витражи из ПВХ и алюминия

г. Кобрин, ул. Советская, д. 109 пом. 1
Тел.: +375(1642) 4-66-66, +375(29) 790-35-91

Окна, двери, балконные рамы и витражи из ПВХ и алюминия

«Мода Макс» секонд-хенд

г. Кобрин, Пушкина, 16
Тел.: +375(1642) 7-43-73

«Мода Макс» — сеть магазинов качественной и недорогой одежды и обуви секонд-хенд на вес в Беларуси.


Последние новости

Акции

Спецпредложения

Новинки

Приглашаем посетить

Магазин «Канцелярские штучки»

г. Кобрин, ул. Ленина, 23, 1 этаж
+375(33) 915-99-09

Оптовая и розничная торговля товарами для офиса и канцелярскими принадлежностями

Ресторан-бар «Дискавери»

г. Кобрин, пер. Полиграфический, 1а
Закажи доставку или забронируй стол +375(33) 330 10 77, +375(1642) 4 05 46

Кафе Дискавери – кухня всех континентов мира, паб-музей, открытая кухня, живая музыка, детский развлекательный центр Дискавери-кидс, доставка еды на дом, Дни Рождения, знаменательные торжества, конференции, семинары.

Бесплатная доставка – пицца, роллы, горячие блюда, салаты, десерты, супы, обеды.

ЧУПТП «Стеклолит»

г. Кобрин, ул. Северная, 95/1. Тел/факс: (8-1642) 3-51-32, 8(033) 311-38-66, 4-67-10, 
г. Кобрин, ул. Дзержинского, 68 Е (ТЦ «БУМ»). Тел/факс: (801642) 9-61-22, 8(029) 582-70-20 

Окна, двери из ПВХ и алюминия (классические и противодымные)

ОАО «АСБ Беларусбанк»

г. Кобрин, ул. Суворова, 27
Тел.: +375(1642) 7-75-55 

Структурные подразделения ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Кобрине и Кобринском районе

РАЙПО. Приём лома черных и цветных металлов

г. Кобрин, ул. Железнодорожная, 66, склад вторсырья
8(01642) 2-15-79, 8(01642) 6-69-76, +375(29) 523-62-11

Приём лома металлов от населения

Кобрин Сити - новостной портал Кобрина